|
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РАЗРУШИТЬ ПРОСТО, СОЗДАТЬ - ТРУДНО. Ч. 1-я
|
Валерий Сойфер, заслуженный профессор Университета Джорджа Мэйсона (George Mason University), президент международной соросовской программы "Образование в области точных наук". В прошлом - создатель и научный директор Всесоюзного НИИ Прикладной Молекулярной Биологии и Генетики в Москве.
Как Вы оцениваете качество российской системы образования?
Система образования в России складывалась в течение почти 150-ти лет. Она началась с того, что в царское время, в 1860-е годы, сразу после отмены крепостного права были введены новые требования к гимназиям, реальным и коммерческим училищам. Тогда в России попытались объединить два направления - классическое и современное. В классическом направлении считалось, что образованный человек должен понимать людей из другого мира, например, французов и немцев. В связи с этим в школьную программу были введены классические языки, детей в гимназиях обучали так, что они могли переводить с латыни и греческого на русский, а с русского - на латынь и греческий. Таким образом, школьники учились активно понимать древние языки, что открывало перед ними основы практически всех европейских языков. Это было очень важной частью приобщения людей, оканчивающих гимназии, к внешнему миру.
С другой стороны, было усилено преподавание естественных наук. В результате, к началу 20 века в России были сделаны выдающиеся открытия практически во всех дисциплинах. Я могу назвать очевидные примеры, например, открытие Кольцова о роли позвоночника в развитии хордовых организмов; многочисленные открытия в физике (российский учебник Хвольсона был одним из самых продвинутых в мире); открытия в химии, где Менделеев создал периодическую систему, или в математике, где имя Лобачевского ярко засветилось на мировом научном небосклоне. Это создало уникальные предпосылки для создания в России образованного общества.
Большевики, несмотря на их стремление к опрощению и созданию управляемых людей, тем не менее отменили только преподавание классических языков. Это произошло, вероятно, в силу плохой образованности Ленина. Сталин, кстати, вообще не имел образования - 2.5 курса семинарии в Тифлисе не являются образованием. Каганович даже не закончил трех классов средней школы. Из-за этого большевики просто боялись трогать физику, химию, математику... Позже Сталин поверил Лысенко, перестав верить в науку. Но эти люди боялись науки и не испортили того, что было. Поэтому можно говорить, что российская и советская система образования были очень сильны. Советское среднее образование назвать лучшим в мире было трудно, хотя оно и сохраняло традиции блестящего российского гимназического образования.
Сегодня практически в каждом американском университете, а их более 2 тыс., есть русские преподаватели, которые на очень высоком счету. В огромном количестве компаний работают русские специалисты. Есть области, которые практически полностью оккупированы русскими .
Складывается впечатление, что Россия проводит реформы, например, вводя единый государственный экзамен (ЕГЭ), пытаясь скопировать западные методики. Как Вы относитесь к этим экспериментам.
О том, что творится сегодня, я могу говорить на основе 11-летнего опыта существования программы, которой я руковожу - это Международная Соросовская Программа образования в области точных наук. Я предложил Джорджу Соросу систему мер, которые бы поддержали систему образования - он, кстати, понимал, что российское образование стоит очень высоко. За 8 лет Сорос выделил $107 млн. для поддержки среднего и высшего образования в России, Украине, Беларуси и Грузии. Целью программы было найти лучших преподавателей по этим странам - и в средней школе и в университетах, а также поддержать лучших аспирантов. Поэтому, опрашивая каждый год не менее 100 тыс. студентов в университетах России, мы узнавали имена лучших преподавателей.
Надо заметить, что для того, чтобы отобрать лучших преподавателей, мы также изучали индексы цитируемости их работ в мире, а также такие показатели, как количество опубликованных статей в серьезных научных журналах, данные о полученных грантах, о сделанных докладах на различных конференциях. Мы также просили сведения о количестве прочитанных лекций, числе студентов, числе подготовленных кандидатов наук, числе опубликованных монографий, учебников и учебных пособий и пр. Всего для определения лучших преподавателей использовалось 19-20 параметров.
Среди российских представителей любых дисциплин мы знаем, кто является выдающимися деятелями мировой науки - таких, по меньшей мере, сотня - чей индекс цитируемости выше общепринятых в мире. С другой стороны, мы знаем, что есть огромное число людей, которые активно участвуют в мировой научной жизни, которые представляют свои доклады на ведущих конгрессах и конференциях - их тоже много. В России не было среднего размера заштатной науки третьестепенной страны. Ничего подобного! Российская наука - наука очень высокого уровня.
Я был лично знаком с четырьмя предыдущими министрами образования России: я знал Евгения Дмитриевича Ткаченко, который долго работал в нашей программе, Владимира Георгиевича Кинелева, с которым были нормальные отношения, замечательного Александра Николаевича Тихонова. До них образованием руководил прекрасный человек Геннадий Алексеевич Ягодин. А затем появился Владимир Филиппов. Все эти люди совершенно разнились по своим устремлениям. Первые, мной перечисленные, старались российскую школу поддержать. А Филиппов - коммунист, бывший ректор Университета имени Патриса Лумумбы, математик по образованию. Он был всегда одержим идеей выполнения наказов руководства, главным образом жены господина Путина.
Филиппов несколько раз говорил мне в открытую, что главная задача сегодня не поддержать российское образование - поскольку оно и так хорошее - а нужно сделать так, чтобы больше людей шло в армию. Надо устранить нынешнюю систему, когда выпускники школы имеют год на то, чтобы подготовиться к поступлению в институты и университеты, а потом, поступая в них, уходят от армии. Надо создать 12-ти летнюю школу, а по ее окончании всех можно будет забирать в армию, и лишь после службы молодые люди смогут поступать в ВУЗы. Но подобная практика просто убьет слой наиболее талантливых людей, способных успешно заниматься научной деятельностью.
В стремлении воспринять хорошие западные образцы нет ничего дурного. Но автор идеи о едином государственном экзамене - я не буду называть его имя - говорил мне: "Смотрите! Коррупция все разъедает. За поступление в вузы берут взятки. А так в школах они пройдут ЕГЭ, и у всех будут аттестаты на руках. Каждый, кто поступит в ВУЗ, принесет с собой сумму денег, которая заранее предписана данному школьнику. Хорошие школьники получат больше денег, потому что у них лучше аттестаты, которые они получат в результате ЕГЭ, и они пойдут в лучшие университеты. Таким образом, лучшие университеты сразу получат добавку к своему бюджету и построят свою работу лучше. А плохие университеты сами собой вымрут, потому что туда не пойдут школьники, а соответственно, и деньги. И у этих ВУЗов не останется другого выхода, кроме как самоликвидироваться". Тогда я спросил: "Верите ли Вы в то, что на уровне средней школы коррупции не будет?". Он ответил, что "в деревне все друг друга знают - кто умный, а кто не очень". Этот государственный муж почему-то не понимает, что болезнь коррупции поразила все российское общество и уже поэтому единый государственный экзамен работать не будет.
Безусловно, введение ЕГЭ - попытка воспроизвести западный опыт, сопрягая его с некоторыми экономическими реалиями. Но мне кажется, что здесь все основано на непонимании сущности бывшего советского человека, на непонимании того, что новая российская власть создала беспрецедентные условия для развития коррупции, непонимание, что разрушение классической российской средней школы, а вместе с ней и разрушение высшей школы - это коллапс всего общества. Будущее общества заключено в системе образования. Люди недалекие и люди, которые одержимы распространением придуманных ими схем губительны для российского общества.
Washington ProFile
Известия науки |
|
Добавлено: 25-5-2005 12:20AM |
|
|
|
|
|
|
|
|
В связи с повышенным интересом аудитории сайта osvic.ru к публикуемым на сайте рейтингам,
специалисты фирмы «Ос.А» в очередной раз предупреждают:
никакой рейтинг не является истиной в последней инстанции!
Для оценки ситуации на рынке, в конкретном случае, образовательных услуг, труда, рейтинги и полезны, и интересны.
Пользуйтесь на здоровье, изучайте, сравнивайте, анализируйте, делайте свои выводы на основе рейтинга, но не теряйте здравого смысла.
Ведь рейтинги делают люди, а им свойственно ошибаться.
|
On-page optimization involves optimizing individual
On-page optimization involves optimizing individual web pages to rank higher and earn more relevant traffic. Ensure that your chosen keywords are strategically placed in your content's title, headings, meta descriptions, and throughout the body. However, avoid keyword stuffing, as it can negatively impact user experience and search rankings.
Ingredient 4: Technical SEO
Technical SEO focuses on the backend elements of your website that affect its visibility on search engines. Ensure your website has a mobile-responsive design, fast loading Color Correction times, secure HTTPS connection, and proper XML sitemap. Fix broken links, optimize images, and use descriptive URLs to make it easier for search engine crawlers to index your content.
http://agentemaillist.com/wp-content/uploads/2023/07/Color-Correction.png[/...
3-8-2023 07:38AM soburkhan111
|
|
On-page optimization involves optimizing individual
On-page optimization involves optimizing individual web pages to rank higher and earn more relevant traffic. Ensure that your chosen keywords are strategically placed in your content's title, headings, meta descriptions, and throughout the body. However, avoid keyword stuffing, as it can negatively impact user experience and search rankings.
Ingredient 4: Technical SEO
Technical SEO focuses on the backend elements of your website that affect its visibility on search engines. Ensure your website has a mobile-responsive design, fast loading Color Correction times, secure HTTPS connection, and proper XML sitemap. Fix broken links, optimize images, and use descriptive URLs to make it easier for search engine crawlers to index your content.
http://agentemaillist.com/wp-content/uploads/2023/07/Color-Correction.png[/...
3-8-2023 07:37AM soburkhan111
|
|
Министр финансов РФ Силуанов: зарплаты бюджетников вырастут более чем на 8% в 2023 году
Зарплаты граждан, работающих в бюджетном секторе, будут увеличены на более чем 8% в 2023 году. По словам министра финансов России Антона Силуанова данный прирост соответствует прогнозу роста заработной платы экономики. «Заработные платы работников бюджетной сферы вырастут на уровень прогноза роста заработной платы экономики — более 8%», — заявил Силуанов в кулуарах Совета Федерации. В то же время заработные платы сотрудников правоохранительных органов в 2023 году будут расти опережающими темпами и будут зависеть от динамики инфляции в стране.
по материалам https://tass.ru/
30-11-2022 03:35PM expert
|
|
Губернатор Подмосковья: в регионе откроют центр ИИ-трансформации
Глава Московской области Андрей Воробьев сказал, что в регионе откроют первый в России центр ИИ- трансформации. Проект будет создан на базе Мингосуправления, ИТ и связи, и работать над ним будут Сбер и областное правительство. В рамках нового проекта в регионе будут заниматься развитием искусственного интеллекта, то есть разработкой, пилотированием и внедрением инновационных решений в разных сферах жизни.Уже сейчас в Подмосковье активно используются проекты с искусственным интеллектом. Например, робот Светлана записывает местных жителей на прием к врачу, приложение «Добродел» автоматически распределяет обращения граждан. Как отметил Андрей Воробьев, регион уже работает над созданием новых «умных сервисов». Так, до конца 2022 года планируется внедрить несколько проектов: искусственный интеллект будет составлять расписание общественного транспорта, контролировать несанкционированный сброс строительного мусора и прочее.
по материалам https://inbalashikha.ru/
27-11-2022 04:32PM expert
|
|
|
|