|
Внедрение ЕГЭ - разрушение системы качественного научно-технического образования (одно из мнений)
|
Объективно оценить последствия тотального введения ЕГЭ на состояние системы образования весьма непросто, т.к. они будут проявляться на фоне целого комплекса естественных и искусственных процессов, происходящих как внутри, так и вовне этой системы. Это и демографический кризис, и реформа армии, и общая деградация системы образования при отсутствии стратегии ее развития, и коммерциализация образования и другие факторы. Если рассматривать ЕГЭ во всем комплексе явлений, связанных с системой образования, состояние которой близко полному упадку, то это частность, скорее тактическая, чем стратегическая ошибка, последствия которой, однако, могут быть не менее драматичны.
Стратегической ошибкой является то, что в условиях ожесточенной конкурентной борьбы за интеллектуальное превосходство на мировой арене вопросы стратегии развития образования начинают обсуждаться на государственном уровне только сейчас после обнародования президентской инициативы «Наша новая школа», т.е. спустя почти двадцать лет после распада СССР. Но теперь возникает вопрос: а почему только школа? А сколько еще лет разлагающееся вузовская система будет сдерживать развитие страны? За конъюнктурными новациями типа внедрения Болонской системы, ЕГЭ, ГИФО угадывается троянский конь, который в лучшем случае превратит действующую систему в единообразный образовательный «макдоналдс». Даже забавно, как высокие чиновники от образования, проталкивавшие ЕГЭ, остро чувствуют конъюнктуру. Они вдруг поняли, что не годится классно-урочная система, но закрывают глаза на то, что ЕГЭ и является её порождением.
Конечно, и у действующей системы объективно будет множество сторонников, как во власти, бизнесе, так и среди самих претендентов на вузовское образование. Одним нужен управляемый «офисный планктон», не высокообразованные специалисты с целостным восприятием мира, а люди-«компетенции», значительной части других - лишь отсрочка от армейской службы и получении документа об образовании, но не само образование. Последних можно понять, имея в виду ухудшающееся качество образования и его оторванность от реальной жизни. Будем реалистами – стандартные исполнители с высшим образованием кому-то нужны, правда, нужны ли они в таком количестве, низкого качества и за бюджетные деньги – отдельный вопрос. Но безответственно при этом разрушать то, что было создано за десятилетия в области подготовки специалистов высокой квалификации, пока не найдено новое, более конкурентоспособное решение.
На практике внедрение ЕГЭ – это в первую очередь окончательное разрушение системы качественного научно-технического образования, которое, несмотря на все его проблемы, позволяло стране какое-то время в ряде передовых областей поддерживать мировой уровень специалистов.
Вопиющий пример: в московский Физтех (МФТИ) – гордость советской науки и образования, который в прошлом часто сравнивали с элитным американским Массачусетским технологическим институтом (МТИ), - теперь тоже принимают по ЕГЭ. Отцы-основатели физтеха: П.Л.Капица, И.В.Курчатов, М.В.Келдыш, Н.Н.Семенов и др., наверное, перевернулись бы в гробу, если бы могли узнать о таком надругательстве над созданной ими знаменитой системой Физтеха. Недавно НТВ показало сюжет, в котором выпускник МФТИ, увы, работающий в упомянутом МТИ, а не в России, создал плазменный двигатель, который произведет революцию в космонавтике. Российское министерство образования и науки не считает «утечку мозгов» проблемой. Заметим только, что указанную разработку финансирует ВВС США. Вспомним более давнюю историю: самолет-невидимка ВВС США был создан на основе теории российского ученого П.Я.Уфимцева, переехавшего в США. Можно быть уверенным в том, что ЕГЭ будет последним камнем, который добьет систему Физтеха, которая и так уже фактически на последнем издыхании, и мы вряд ли услышим о новых открытиях и разработках.
За многие годы в ведущих технических вузах была тщательно выстроена система отбора и подготовки абитуриентов, которая позволяла найти «своего» будущего студента из самых отдаленных уголков страны, сильно мотивированного в учебе в выбранном вузе и по выбранной специальности. И никакие протекции и взятки здесь помочь не могли, т.к. выдержать несколько лет напряженнейшей учебы могли только действительно способные и достойные студенты. А теперь еще горе-улучшатели ЕГЭ говорят о необходимости отмены всех олимпиад кроме всероссийских. Есть все основания полагать, что окажется прав известный либеральный экономист Джеффри Сакс, который утверждал, что по признаку технологического развития Россия относится к третьей группе стран - технологических маргиналов, которые не только не способны создавать технологические инновации, но и воспринимать их.
Теперь о сути ЕГЭ как инструмента. Человеку хотя бы сколько-нибудь методологически образованному должна быть очевидна пагубность попытки внедрить неадекватный инструмент, основанный на формализации неформализуемых знаний. Посмотрим, что говорит по этому поводу министр:
«При этом надо учитывать, что КИМы – контрольно-измерительные материалы, которые в народе называют тестами, - не так просто составить. Когда мы пишем просто вопрос в билет, то подразумеваем, что на экзамене учитель может задать уточняющие вопросы. А в случае с КИМ необходимо сформулировать все так, чтобы, во-первых, ответ был однозначный (по поводу чего есть много претензий), чтобы ответ действительно выявлял знания, умение мыслить, и при этом, чтобы он очень четко укладывался в школьную программу. Также он должен ранжировать знания - чтобы человек, который очень хорошо знает, имел возможность проявить себя и получить высокий балл, а человек, который знает не очень хорошо, тоже имел возможность показать, что не бездельничал в школе. Поэтому создание КИМов и проведение таких экзаменов – это очень сложная вещь. Неправильно составленные измерительные материалы действительно могут создать психологический барьер у ребят. По-дурацки заданный вопрос способен напугать человека, и тогда переводные экзамены вместо плюсов принесут одни минусы».
«Трудно быть богом», но министр уже вошел в эту роль. Он видит, что материал сопротивляется, но всё же пытается нас убедить, что мир поддается примитивной формализации, и, несмотря ни на что, готов продолжать свои эксперименты над молодым поколением.
Можно понять, когда не очень просвещенные люди серьезно сравнивают экзамены по фундаментальным школьным дисциплинам с тестами в ГИБДД. Но в чем причина того, что так всерьез рассуждают высокопоставленные чиновники с докторскими степенями. Думается, что лучше понять один из аспектов их мотивации поможет публикация достоверных данных о размерах средств, потраченных на подготовку и внедрение ЕГЭ.
Справедливости ради надо сказать, что для школьных математики и физики (с известными оговорками) формализация заданий в виде тестов не является абсурдной задачей. Но поскольку именно эти предметы являются основой для элитного научно-технического образования, где был накоплен огромный опыт, тесты при желании здесь можно было бы использовать только как вспомогательный инструмент.
Что касается борьбы с коррупцией - главного аргумента авторов ЕГЭ, то, как говорят в народе, «свинья грязи найдет» и уже опубликованные данные это полностью подтверждают. Очевидно, что изменится лишь направление финансовых потоков, и в значительной мере в сторону людей, занимающихся разработкой и организацией ЕГЭ. Даже если смело предположить, что коррупция уменьшится при приеме в вузы, то возникает новая коррупциогенная обстановка уже в самом вузе, когда прошедшие по ЕГЭ, но недостаточно подготовленные для уровня данного вуза студенты, не будут справляться его требованиями. Несмотря на все заявления г-на Фурсенко о победе над коррупцией, он сам, фактически, уже признал противоположное: «- Поэтому давайте отчислять, - призвал он ректоров. - А в результате к вам придут действительно сильные ребята, многие из которых сегодня не заняли бюджетные места».
Обратим внимание на появление новой закономерности в виде снижения общего уровня подготовки выпускников школ вследствие тотального внедрения ЕГЭ как управленческого инструмента. Она аналогична известному эффекту, проявляющемуся на микро уровне в школьном классе, когда преподаватель вынужден в своей работе ориентироваться не на сильных, а на слабых учащихся, автоматически снижая уровень требований. Аналогичная ситуация наблюдается и будет наблюдаться в масштабах всей страны, когда сложность заданий по ЕГЭ в текущем году ниже, чем в предыдущем. Чиновники, как и учителя, не могут себе позволить отчитываться плохими результатами, поэтому будут подгонять уровень сложности тестов под некоторый средний посредственный результат тестирования.
Если же посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, то внедрение ЕГЭ само по себе является источником несравненно более опасной формы коррупции, чем банальные взятки при поступлении в институт, - коррупции мышления молодого поколения. Посмотрим в англо-русском словаре значение слова corrupt, оно в первую очередь означает «портить», «развращать» и только потом уже «давать взятку». Цена тотального внедрения ЕГЭ – это испорченные, развращенные мозги молодого поколения (мало ему алкогольной зависимости и «Дома-2»), у которого через натаскивание на тесты будет сформировано искаженное представление об окружающем мире. Вспомним известную суфийскую притчу о слоне и слепых, которые ощупывали разные части тела слона, пытаясь понять, что такое слон. Мораль этой притчи звучит так: «Созданное умом не ведает о божественном. Нельзя проложить путь в этой науке с помощью обычного интеллекта».
Обратим внимание на то, что ЕГЭ как инструмент - это не уникальный феномен, а лишь проявление более общего подхода использования примитивных и неадекватных инструментов управления, который автор в свое время в шутку назвал ЕГЭ-зацией всей страны. В первую очередь, это методика «БОР» (бюджетирование, ориентированное на результат) и ей подобные. Возражение, конечно, вызывает не сама идея необходимости увязки размера выделяемых финансовых средств и полученного результата, а практически безальтернативная установка на оценку результата в виде совокупности в основном количественных показателей (индикаторов) эффективности по принципу «все похерити, что не можно ни взвесить, ни смерити» (из стихотворения А.К.Толстого «Пантелей-целитель»). Такой бухгалтерский подход к оценке сложных общественных явлений приводит к произвольной трансформации действительности и строительству фальш-панелей для оправдания финансовых затрат. Пример: трудно даже представить какой урон развитию инновационной деятельности в стране нанес и наносит только один пресловутый 94-й Федеральный Закон.
Аналогичные проблемы возникают при использовании системы количественной оценки деятельности руководителей регионов. Конечно, центру проще руководить регионами, сравнивая их по нескольким десяткам показателей, поощряя или наказывая их за выполнение или невыполнение заданных критериев. Но для организации работы в регионе такой инструмент весьма груб и не адекватен проблеме, также как не адекватен ЕГЭ.
Возвращаясь к ЕГЭ, можно сказать, что он опасен не сам по себе (мало ли глупых тестов мы заполняем в течение жизни), а когда встроен в систему организации образования на уровне школы и тем самым формирует мотивацию ученика и учителя. В то же время чиновники вполне могли бы, пока не поздно, «сохранить лицо» и использовать без особого вреда наработки по ЕГЭ только для решения частной управленческой задачи сравнительно мониторинга уровня образования в разных регионах страны в виде одноразового инструмента по типу того, что называлось городской или министерской контрольной. Возможно, эта информация могла бы быть полезной для интегральной оценки работы учителей, а не знаний учеников. Проблема различия уровня образования в разных регионах решается, очевидно, не на пути внедрения ЕГЭ, а в первую очередь через повышение качества подбора и подготовки учительских кадров.
Что общее стоит за всеми этими попытками заменить квалифицированную экспертизу на использование мало осмысленных показателей? Наверное, это проявление тоталитарного мышления, в частности: недоверие к квалификации и честности исполнителей, нереальное стремление решить сложные задачи из одного центра власти и т.д.. Поэтому у чиновников возникает естественное желание упростить себе жизнь и вместо сложной задачи организации той или иной сферы деятельности (образование, наука, региональная политика и т.д.) руководить, образно говоря, путем нажатия ими же придуманных «кнопок», так называемых индикаторов, которые мало связаны с реальностью. Обсуждение проблем тоталитаризма, т.е. организации власти, очевидно, далеко выходит за рамки темы ЕГЭ, но значение шага в этом направлении по организации независимой общественной экспертизы проблемы ЕГЭ было бы невозможно переоценить.
В заключение выскажем пожелание, что те средства налогоплательщиков, которые чиновники безответственно тратят на ЕГЭ, будут, наконец, направлены на решение действительно актуальных задач образования: повышение профессионального уровня учителей и привлечение в школу новых творческих людей, совершенствование содержания и технологии образования, заботу о духовном и физическом здоровье детей.
Е.П.Смирнов.
Зам. председателя Экспертного совета по проблемам инновационной политики при СФ РФ
http://www.regions.ru |
|
Добавлено: 9-9-2009 09:46AM |
|
|
|
|
|
|
|
|
В связи с повышенным интересом аудитории сайта osvic.ru к публикуемым на сайте рейтингам,
специалисты фирмы «Ос.А» в очередной раз предупреждают:
никакой рейтинг не является истиной в последней инстанции!
Для оценки ситуации на рынке, в конкретном случае, образовательных услуг, труда, рейтинги и полезны, и интересны.
Пользуйтесь на здоровье, изучайте, сравнивайте, анализируйте, делайте свои выводы на основе рейтинга, но не теряйте здравого смысла.
Ведь рейтинги делают люди, а им свойственно ошибаться.
|
On-page optimization involves optimizing individual
On-page optimization involves optimizing individual web pages to rank higher and earn more relevant traffic. Ensure that your chosen keywords are strategically placed in your content's title, headings, meta descriptions, and throughout the body. However, avoid keyword stuffing, as it can negatively impact user experience and search rankings.
Ingredient 4: Technical SEO
Technical SEO focuses on the backend elements of your website that affect its visibility on search engines. Ensure your website has a mobile-responsive design, fast loading Color Correction times, secure HTTPS connection, and proper XML sitemap. Fix broken links, optimize images, and use descriptive URLs to make it easier for search engine crawlers to index your content.
http://agentemaillist.com/wp-content/uploads/2023/07/Color-Correction.png[/...
3-8-2023 07:38AM soburkhan111
|
|
On-page optimization involves optimizing individual
On-page optimization involves optimizing individual web pages to rank higher and earn more relevant traffic. Ensure that your chosen keywords are strategically placed in your content's title, headings, meta descriptions, and throughout the body. However, avoid keyword stuffing, as it can negatively impact user experience and search rankings.
Ingredient 4: Technical SEO
Technical SEO focuses on the backend elements of your website that affect its visibility on search engines. Ensure your website has a mobile-responsive design, fast loading Color Correction times, secure HTTPS connection, and proper XML sitemap. Fix broken links, optimize images, and use descriptive URLs to make it easier for search engine crawlers to index your content.
http://agentemaillist.com/wp-content/uploads/2023/07/Color-Correction.png[/...
3-8-2023 07:37AM soburkhan111
|
|
Министр финансов РФ Силуанов: зарплаты бюджетников вырастут более чем на 8% в 2023 году
Зарплаты граждан, работающих в бюджетном секторе, будут увеличены на более чем 8% в 2023 году. По словам министра финансов России Антона Силуанова данный прирост соответствует прогнозу роста заработной платы экономики. «Заработные платы работников бюджетной сферы вырастут на уровень прогноза роста заработной платы экономики — более 8%», — заявил Силуанов в кулуарах Совета Федерации. В то же время заработные платы сотрудников правоохранительных органов в 2023 году будут расти опережающими темпами и будут зависеть от динамики инфляции в стране.
по материалам https://tass.ru/
30-11-2022 03:35PM expert
|
|
Губернатор Подмосковья: в регионе откроют центр ИИ-трансформации
Глава Московской области Андрей Воробьев сказал, что в регионе откроют первый в России центр ИИ- трансформации. Проект будет создан на базе Мингосуправления, ИТ и связи, и работать над ним будут Сбер и областное правительство. В рамках нового проекта в регионе будут заниматься развитием искусственного интеллекта, то есть разработкой, пилотированием и внедрением инновационных решений в разных сферах жизни.Уже сейчас в Подмосковье активно используются проекты с искусственным интеллектом. Например, робот Светлана записывает местных жителей на прием к врачу, приложение «Добродел» автоматически распределяет обращения граждан. Как отметил Андрей Воробьев, регион уже работает над созданием новых «умных сервисов». Так, до конца 2022 года планируется внедрить несколько проектов: искусственный интеллект будет составлять расписание общественного транспорта, контролировать несанкционированный сброс строительного мусора и прочее.
по материалам https://inbalashikha.ru/
27-11-2022 04:32PM expert
|
|
|
|