|
Как приблизить обучение к реальной жизни — 7 подходов российских вузов
|
Все меньше россиян видят смысл просто в поступлении в университет. Реформа высшего образования в стране призвана сделать его более современным, актуальным и полезным для будущей карьеры студентов. Разбираемся, как именно
1. Система индивидуальных образовательных траекторий
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) — это, по сути, персонализированный путь студента в университете. С первого курса студент, кроме общих дисциплин, которые он изучает вместе со всей группой, сам может выбирать предметы и преподавателей, которые ему интересны. ИОТ может меняться — не понравились дисциплина или преподаватель, по окончании семестра можно перейти к другим.
Одним из первых вузов в России ИОТ ввел Тюменский государственный университет. Там в расписании студента «Мифы народов мира» могут соседствовать с «Генетической безопасностью» и «Визуальной культурой современности». Это помогает раскрыть потенциал студента и понять, какая сфера ему действительно интересна, а не изучать то, что «родители заставили».
В ТюмГУ проанализировали результаты первого выпуска студентов, которые обучались по ИОТ, в сравнении с показателями студентов, учившихся по традиционной системе образования. Выяснилось, что студенты, которые могли сами выбирать дисциплины, чаще других по окончании университета хотели открыть свое дело, а в учебе ориентировались на свой интерес к предмету, а не мнение старших.
Для западных университетов ИОТ — привычная форма работы со студентами. Такие дисциплины как «Мораль в кино, на ТВ, в видеоиграх» или «Влияние соцсетей на отношения с людьми» уже не удивляют студентов. Интересно то, как именно университеты предоставляют студентам право выбора.
Например, в бакалавриате Массачусетского технологического института есть множество направлений обучения, но требования к прохождению и механизм движения по образовательному пространству для всех студентов едины. У студента есть четыре года на то, чтобы закрыть каждый из обязательных блоков обучения. При этом любой блок можно выбрать как в первом, так и в восьмом семестре. Обязательно нужно определиться с мэйджором — направлением, по которому студент получит диплом, а также с майнором — дополнительной мини-специализацией. Оставшийся блок — это неограниченные элективы. По такой модели работают большинство американских университетов.
Другой подход реализовал онлайн-университет Western Governors University. Здесь студенту не дают права выбрать предметы, зато позволяют самому определять порядок и скорость прохождения программы. Такой подход сделал университет популярным у работающих студентов и студентов с детьми, так как обучение можно закончить в индивидуальном темпе.
В России, кроме ТюмГУ, система ИОТ есть в
- ИТМО,
- ВШЭ,
- МИСиС,
- Донском государственном техническом университете,
- Уральском федеральном университете (УрФУ).
Элементы ИОТ постепенно внедряют и все больше российских вузов.
Такая система не просто позволяет студенту реализовать свой потенциал, но и создает конкуренцию среди преподавателей. Например, вот что пишут об ИОТ студенты на форуме УрФУ: «Безусловным плюсом является то, что во всех дисциплинах вы сами выбираете преподавателей. Я расспрашивал старшие курсы о преподах и в итоге попал к потрясающему недушному преподу по математике. Места на ее курсе закончились буквально секунд за 5-10. К хорошему физику во втором семестре я попасть не успел».
Илья Обабков, директор Института радиоэлектроники и информационных технологий-РТФ УрФУ:
«ИОТ может реализовываться очень разными технологиями. Например: уровни сложности или скорость освоения, проектное обучение и система спецкурсов. Перспективность такого подхода оправдана скоростью изменений в мире и технологиях. Быстро появляется новое, студентам нужно быть готовыми к этому. Возможность выбора повышает ответственность студента и создают здоровую конкуренцию за курсы, проекты, преподавателей, что повышает вовлеченность студента в учебный процесс. У нас все происходит постепенно: выбор на первом курсе касается уровня сложности, образовательной технологии и варианта реализации (когда одна дисциплина предлагается от разных подразделений университета или от других университетов), позже появляется выбор проекта, роли, команды, а затем уже сложный выбор спецдисциплин, когда надо выбрать 12–16 курсов из 50–60».
Интересное явление ИОТ — страх общественного осуждения за элективы, выбранные по интересам, а не по специальности. Некоторые студенты ТюмГУ просили не записывать определенные элективы в диплом, полагая, что это может испортить их профессиональный имидж в глазах работодателя: «Аниме. Технология. Экология. Электив по аниме будет в дипломе! Как я буду отвечать на вопрос работодателя: «Что у вас за аниме в дипломе?».
Разнообразие дисциплин и сама возможность выбора действительно могут вскружить голову в 16-18 лет, особенно, когда в школе этот выбор делать не давали. Не допустить такой ситуации призваны тьюторы.
2. Система тьюторов
Тьюторы — это взрослые специалисты, как правило, не преподаватели, но уже и не студенты, которые помогают ученикам с организационными вопросами. Тьюторы могут помочь сфокусироваться в большом количестве дисциплин для ИОТ, посоветовать, как лучше распределить нагрузку, выстроить образовательный процесс, решить вопрос с общежитием, подсказать как разобраться в сложностях онлайн-образования, помочь адаптироваться студентам с особенностями здоровья. Их сопровождение особенно необходимо в первые годы обучения.
Важно не путать тьютора и психолога. Да, часто у тьюторов есть психологическое образование, но их главная задача — оптимизировать структуру учебного плана. А для психологической помощи в университетах есть профильные психологи.
Система тьюторства зародилась в Англии еще в XII веке и сейчас популярна в университетах всего мира. В России тьюторы есть во многих ведущих университетах страны: ВШЭ, МГУ, Томском государственном, Пермском государственном университетах и других. Принципы работы тьюторов в разных вузах отличаются. За рубежом тьюторы в основном помогают грамотно выстроить ИОТ, чтобы у студента были нужное количество дисциплин и высокий уровень успеваемости по ним. В России тьюторы иногда могут быть преподавателями, которые помогают ориентироваться в направлении профориентации. Где-то тьюторы работают только с наиболее успешными студентами, помогая в построении ИОТ. Где-то, как в ТюмГУ, тьюторская система направлена на сопровождение всех студентов, у которых есть запрос.
В некоторых российских вузах (например, в Башкирском государственном университете) тьюторами все еще остаются студенты-старшекурсники, но фактически это кураторы, так как у тьюторов есть определенный профессиональный стандарт по образованию и компетенциям.
Зато проблемы схожи и главная — количество тьюторов. Например, в РАНХИГС их 14 человек на всех студентов-первокурсников. В Пермском государственном 15 человек на 2 000 студентов, а в немецком университете Мюнстера — 9 человек на 35 000 студентов.
Несмотря на нехватку специалистов, эффективность работы тьюторов подтверждена исследованиями. Как международными, так и российскими: тьюторы помогают студентам адаптироваться к новому окружению, приспособиться к формам и методам учебной деятельности, повысить успеваемость и посещаемость и даже влияют на степень удовлетворенности студента своей учебой.
3. Система «2+2+2»
Эта система позволяет студентам в первые два года обучения попробовать себя в классических дисциплинах вне зависимости от того, чем они планируют заниматься в дальнейшем. Она направлена на то, чтобы все студенты, независимо от дальнейшей специализации, могли изучать философию, социологию, математику, иностранные языки, попутно выбирая дополнительные дисциплины.
Кому-то это помогает определиться с профессией, а кто-то может передумать и резко сменить свою учебную траекторию в следующие два года бакалавриата, когда студенты начинают изучать более узкие предметы. Завершающий этап этой системы — магистратура. Теперь это не просто повторение первых лет обучения (как часто бывало раньше), а действительно самостоятельная учебная программа.
Система «2+2+2» зародилась в американских вузах в 1940-х годах. Тогда, после тяжелого экономического кризиса, правительство решило возложить на университеты две разные задачи: и обучение узким навыкам, и формирование общего мировоззрения, чтобы в будущем студенты могли приспособиться к меняющимся рынкам (то есть, к новым кризисам). Сейчас по этой системе работают около 10% американских вузов, а около 25% используют ее на отдельных направлениях.
В России о «2+2+2» заговорили после выступления президента перед Федеральным собранием в начале 2020 года. Ее развивают ИТМО в Санкт-Петербурге, Уральский федеральный университет, Высшая школа экономики.
Таисья Погодаева, руководитель программы развития ТюмГУ:
«Благодаря этой системе выбор направления обучения не становится одним и на всю жизнь: как минимум, каждые два года студент совершает самостоятельный выбор. Эта программа — часть общих изменений в высшем образовании. Университеты превращаются в корпорации, кроме академического подхода применяют и бизнес-идеи. Разрабатывают проекты, выпускают продукты на рынке образования. Не просто «приходите к нам, мы из вас сделаем человека», а работают с целевой аудиторией, изучают спрос, ставят гипотезы, проверяют их. Конкурируют с теми, с кем раньше не конкурировали — соцсетями, онлайн-платформами».
4. Диплом как стартап или часть исследования
Студенты прекрасно ориентируются на рынке труда и чем ближе окончание учебы, тем меньше они хотят тратить время на проекты, которые не помогут им в начале карьеры. Эксперты считают, что именно с этим, а не с ленью и нежеланием учиться, связаны трудности студентов с дипломными работами. По данным исследования ВШЭ, больше половины студентов в России списывают курсовые дипломные работы из интернета.
Исправить это призвана инициатива «диплом как стартап», которую стали внедрять в российских университетах с 2017 года. Сейчас она внедрена почти в 50 вузах, включая, СПбГУ, ВШЭ, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова и другие.
Преимущество такого подхода в том, что дипломная работа перестает быть простой формальностью, а становится частью большого научного исследования или самостоятельным проектом, который может обеспечить преимущество на рынке труда. Даже сама защита диплома превращается из монотонного пересказа содержимого работы в настоящий питч не только перед преподавателями, но и реальными инвесторами.
В России «диплом как стартап» ассоциируется в первую очередь с проектами из сферы ИТ. Например, студентка ВШЭ Далия Мухамедзянова в качестве работы над дипломным проектом участвовала в разработке мобильного приложения «Календарь беременности» от компании Mobile Dimension, которые входят в топ-30 крупнейших разработчиков мобильных приложений для бизнеса в стране. После запуска приложение перевели на английский и испанский языки, его месячная аудитория в Android и iOS составляет более 500 тыс. пользователей, а Далия перешла на работу в Mobile Dimension.
5. Поощрение студентов, склонных к предпринимательству
Предприниматели уже давно стали лидерами мнений у школьников и студентов. Если раньше на постерах в общежитиях были актеры и спортсмены, то теперь почти каждый студент знает детали биографии Стива Джобса и Илона Маска. А последний еще и встречается с российскими студентами, пусть пока только онлайн.
Вузы тоже активно сотрудничают с предпринимателями. Например, в Уральском федеральном университете создали специальный личный кабинет для компаний-партнеров. В нем компания может описать характеристики проекта, для реализации которого она хочет привлечь студентов университета, а вуз, исходя из задач бизнеса, подберет команду. Получается формат win-win: бизнес может использовать знания и мотивацию студентов, а те приобретают уникальный опыт практической работы.
Планируется, что бизнес и Правительство РФ до 2024 года создадут в вузах 15 пилотных университетских стартап-студий, проведут 450 акселерационных программ поддержки проектных команд и студенческих инициатив.
Некоторые университеты уже развивают собственные программы поддержки студентов-предпринимателей. Например, в МФТИ есть успешные кейсы, которые привлекают многомиллионные инвестиции. В 2021 году выпускники университетского акселератора «Физтех.Старт» привлекли ₽139 млн инвестиций. 30 финалистов конкурса-акселератора МФТИ «Летний пилот» привлекли ₽25 млн. Онлайн-курс университета на Coursera «Технологическое предпринимательство» прошли 3500 пользователей. При этом многие проекты студенты создали еще в университете при поддержке преподавателей.
Никита Никишкин, выпускник МФТИ, создатель проекта «Убиратор»:
«Главная мотивация заниматься предпринимательством для меня — это окружение. На Физтехе почти все студенты — настоящие электровеники. Среда заставляет тебя становиться лучше каждый день и это не просто слова. Лично меня вдохновил одногруппник, который летом после первого курса запустил свой онлайн-проект и уже на втором курсе купил квартиру маме».
6. Внутрироссийская мобильность студентов
Сегодня позиция государства такова, что студентов призывают проходить бакалавриат и магистратуру в разных университетах — так формируется академическая мобильность. Это важно, чтобы не просидеть все шесть лет учебы на одном месте, а получить доступ к разным методам, подходам и идеям, наладить связи и знакомства, которые потом помогут в профессии.
Раньше система образования, наоборот, была ориентирована на то, чтобы оставить студентов у себя, потому что бюджетирование зависело от количества студентов, вне зависимости — приезжих или местных. Сейчас же государство мотивирует университеты приглашать к себе студентов из других регионов, запрашивая именно эти показатели и выделяя дополнительное финансирование.
Традиции академической мобильности в США уже более ста лет. Там она дополнена системой кредитов, например, в Гарвардском университете есть более сотни летних интенсивов, пройдя которые, студенты из других вузов могут «закрыть» предметы в своем университете. В нашей стране пока только стремятся выстроить систему кредитов, но первые результаты уже видны.
Дарья Козлова, проректор ИТМО:
«Академическая мобильность в любом ее формате — это приращение компетенций. Это новый опыт, социальные связи, возможности. Не так принципиально, какую из карьерных траекторий выберет студент: исследовательскую, технологическую или предпринимательскую. В любом случае развитие профессионального нетворкинга очень важно. Не все компетенции на высшем уровне могут быть собраны в одном вузе, нужно учитывать специализацию каждого отдельно взятого университета. Академическая мобильность — это шанс получить топ-образование по своей уникальной персональной траектории. Чем богаче опыт выпускника, тем меньше ему понадобится времени для решения новой задачи».
7. Больше практиков среди преподавателей
Студентов, которые упрекают высшее образование в чрезмерной академичности, можно понять. Среди разочарованных в вузовском образовании много тех, кто действительно не получил в своем университете актуальных практических знаний и после выпуска заново получал необходимые навыки.
Опрошенные эксперты ТюмГУ указывают на специфику российских университетов: на образовательный процесс влияет советская традиция — к программам до недавнего времени просто никто не относился как к рынку. Отчасти это связано с тем, что у самого российского предпринимательства пока совсем недолгая история. Оттого и бизнесмены в качестве лекторов выступают редко — можно лишь найти отрывочные новости о выступлениях Олега Тинькова и Сергея Галицкого в университетах. В то время как в Стэнфорде преподает, к примеру, основатель Instagram Кевин Систром. Результаты не заставляют себя ждать: выпускники первой пятерки университетов США создали 3 747 компаний и привлекли $72 млрд инвестиций. Компании, основанные только выпускниками Стэнфордского Университета, создали 5,4 млн рабочих мест и приносят ежегодно почти $3 трлн экономического эффекта бюджету США.
Но ситуация постепенно меняется и в российских университетах — растущий рынок онлайн-образования вынуждает (в хорошем смысле слова) университеты делать все больший упор на практические навыки в образовательном процессе. Например, ТюмГУ привлекает предпринимателей для преподавания: там запустили серию авторских курсов от бизнесменов и программу «Я — профессор». Любой предприниматель с реальным успешным опытом работы может подать заявку на создание авторского курса, пройти конкурс и читать лекции студентам. Так они узнают о бизнес-реалиях не из академической теории, а от реальных игроков на рынке.
Обновлено 18.03.2022
по материалам Андрея Бородкина
https://trends.rbc.ru |
|
Добавлено: 20-3-2022 02:11PM |
|
|
|
|
Комментарий Фирмы Ос.А.
Самые замечательные и прекрасно зарекомендовавшие себя иностранные технологии можно и необходимо использовать, в том числе, для развития и совершенствования собственной системы образования, в том числе, высшего. Однако практически невозможно применить чужой опыт, не адаптировав его под собственные нужды, особенности менталитета и реальные возможности внедрения той или иной технологии.
Думаю, пришло время проанализировать имеющиеся достижения в этой сфере и рассказать не только о том, что мы взяли из полезного зарубежного опыта, но и об особенностях внедрения технологий и методов обучения и их адаптации к российским реалиям.
А.Осокина,
директор Фирмы Ос.А |
|
Добавлено: 20-3-2022 02:25PM |
|
|
|
|
|
|
|
|
В связи с повышенным интересом аудитории сайта osvic.ru к публикуемым на сайте рейтингам,
специалисты фирмы «Ос.А» в очередной раз предупреждают:
никакой рейтинг не является истиной в последней инстанции!
Для оценки ситуации на рынке, в конкретном случае, образовательных услуг, труда, рейтинги и полезны, и интересны.
Пользуйтесь на здоровье, изучайте, сравнивайте, анализируйте, делайте свои выводы на основе рейтинга, но не теряйте здравого смысла.
Ведь рейтинги делают люди, а им свойственно ошибаться.
|
On-page optimization involves optimizing individual
On-page optimization involves optimizing individual web pages to rank higher and earn more relevant traffic. Ensure that your chosen keywords are strategically placed in your content's title, headings, meta descriptions, and throughout the body. However, avoid keyword stuffing, as it can negatively impact user experience and search rankings.
Ingredient 4: Technical SEO
Technical SEO focuses on the backend elements of your website that affect its visibility on search engines. Ensure your website has a mobile-responsive design, fast loading Color Correction times, secure HTTPS connection, and proper XML sitemap. Fix broken links, optimize images, and use descriptive URLs to make it easier for search engine crawlers to index your content.
http://agentemaillist.com/wp-content/uploads/2023/07/Color-Correction.png[/...
3-8-2023 07:38AM soburkhan111
|
|
On-page optimization involves optimizing individual
On-page optimization involves optimizing individual web pages to rank higher and earn more relevant traffic. Ensure that your chosen keywords are strategically placed in your content's title, headings, meta descriptions, and throughout the body. However, avoid keyword stuffing, as it can negatively impact user experience and search rankings.
Ingredient 4: Technical SEO
Technical SEO focuses on the backend elements of your website that affect its visibility on search engines. Ensure your website has a mobile-responsive design, fast loading Color Correction times, secure HTTPS connection, and proper XML sitemap. Fix broken links, optimize images, and use descriptive URLs to make it easier for search engine crawlers to index your content.
http://agentemaillist.com/wp-content/uploads/2023/07/Color-Correction.png[/...
3-8-2023 07:37AM soburkhan111
|
|
Министр финансов РФ Силуанов: зарплаты бюджетников вырастут более чем на 8% в 2023 году
Зарплаты граждан, работающих в бюджетном секторе, будут увеличены на более чем 8% в 2023 году. По словам министра финансов России Антона Силуанова данный прирост соответствует прогнозу роста заработной платы экономики. «Заработные платы работников бюджетной сферы вырастут на уровень прогноза роста заработной платы экономики — более 8%», — заявил Силуанов в кулуарах Совета Федерации. В то же время заработные платы сотрудников правоохранительных органов в 2023 году будут расти опережающими темпами и будут зависеть от динамики инфляции в стране.
по материалам https://tass.ru/
30-11-2022 03:35PM expert
|
|
Губернатор Подмосковья: в регионе откроют центр ИИ-трансформации
Глава Московской области Андрей Воробьев сказал, что в регионе откроют первый в России центр ИИ- трансформации. Проект будет создан на базе Мингосуправления, ИТ и связи, и работать над ним будут Сбер и областное правительство. В рамках нового проекта в регионе будут заниматься развитием искусственного интеллекта, то есть разработкой, пилотированием и внедрением инновационных решений в разных сферах жизни.Уже сейчас в Подмосковье активно используются проекты с искусственным интеллектом. Например, робот Светлана записывает местных жителей на прием к врачу, приложение «Добродел» автоматически распределяет обращения граждан. Как отметил Андрей Воробьев, регион уже работает над созданием новых «умных сервисов». Так, до конца 2022 года планируется внедрить несколько проектов: искусственный интеллект будет составлять расписание общественного транспорта, контролировать несанкционированный сброс строительного мусора и прочее.
по материалам https://inbalashikha.ru/
27-11-2022 04:32PM expert
|
|
|
|